"Галантный век" в Госкорпорации "Росатом"

2 июня в 16.00 в центральном фойе Госкорпорации «Росатом» состоялось  открытие выставки известного художника Виталия Ермолаева под названием «Галантный век». Мероприятие организовано при поддержке Общественного совета Госкорпорации «Росатом», компании «Tenex» и Международного художественного фонда. Событие вполне могло бы носить узковедомственный характер, если бы не несколько обстоятельств.


Прежде всего, имя Виталия Ермолаева, «господина-живописца», как он назван в каталоге выставки, хорошо известно поклонникам современной живописи. Его картины, вызывающие в памяти полотна мирискусников с их изысканной претенциозностью сюжетов, наивным любованием стилями минувших эпох, неожиданно легко вписались в сегодняшнюю художественную жизнь. Казалось бы, какое нам дело до этих полулюдей-полукукол, одетых в костюмы XVIII века, замерших в нарочито театральных позах среди барочных интерьеров или стриженных деревьев? Но художник не скрывает своей иронии, как и желания разгадать феномен культуры той эпохи, которая непостижимым образом сочетала природу (натуру, как тогда выражались) и искусственность. Аллеи дворцовых парков, пышно декорированные комнаты, женщины в кринолинах и мужчины в пудренных париках – все это невероятно далеко от нас сегодняшних, далеко настолько, что перестает быть исторической эпохой, но становится сказкой. И господин-живописец эту «сказочность» всячески подчеркивает. «Мы не знаем и никогда не узнаем, какой в действительности была жизнь людей XVIII века», - словно говорит он своими работами. Но можно фантазировать, творить все новые и новые мифы, иногда серьезные и даже трагические, но чаще полные игры и шутки.


Название выставки «Галантный век» тоже не стоит принимать слишком всерьез. Офицеры и фрейлины, конечно, склоняются друг к другу в изящных поклонах, но игры и интриги здесь куда больше, чем искреннего чувства. А портреты венценосцев, в разное время занимавших российский трон, и вовсе полны тревоги, которую только оттеняет парадность поз и яркость палитры. Таковы «Император Павел», «Анна Иоанновна», «Марина Мнишек».


Контраст людей и архитектуры – один из любимых приемов художника. Люди – лишь временные обитатели этих пространств, истинные властители которых – барочные дворцы, павильоны и храмы. Их вневременная красота завораживает, объемы ощутимы почти физически, они словно выступают за плоскость полотен. «Радуга в Ораниенбауме», «Оранжевое дерево», «Портрет в экстерьере», «Меншикова башня» пленяют ощущением живой связи времен, сквозь череду которых до нас дошли эти здания, в то время как стиль жизни, породивший их, остался в далеком прошлом.


Господин-живописец часто прибегает к гротеску. Карликов, обезьян, экзотических собак он изображает с не меньшим вниманием, чем главных героев полотна. Любовь ко всему экзотическому, пусть даже и уродливому, - это тоже одна из загадок XVIII века.


Несколько особняком стоит небольшая работа «Кавалер Моцарт». Великий композитор – еще один загадочный миф галантного века, и эта загадка в полной мере проявлена в портрете Виталия Ермолаева. Здесь гротеск уступает место философскому раздумью, попытке понять, почему этот гений, воплотивший дух XVIII века, тем не менее шагнул далеко за его пределы, до сих пор не оставляя равнодушными людские умы.


Экспозиция разместилась в несколько необычном выставочном пространстве – на трех этажах, объединенных массивной спиральной лестницей. Это позволило разделить экспозицию на три вполне самостоятельных части, причем последнюю составили греческие этюды Ермолаева, написанные в совершенно иной манере. Здесь художник словно забывает о любимой им игре и становится не «господином», а просто живописцем, увлекающимся красотой южной природы, контрастами синего неба и красных колонн Кносского дворца («Дворец Миноса в Кноссе»), умиротворением вечернего пейзажа («Вечер на Крите»). Эти работы не столь концептуальны, как полотна, связанные с галантным веком, но они демонстрируют разносторонний характер дарования «господина-живописца».


Наконец, следует сказать и о целевой аудитории выставки, которую составят сотрудники центрального офиса Госкорпорации «Росатом», а также те, кого приведут в эти стены служебные надобности. Однако открывавший выставку директор Департамента по работе с общественными организациями и регионами Госкорпорации «Росатом» И.В. Конышев заверил собравшихся, что в недалеком будущем «Галантным веком» смогут восхититься и жители нескольких ЗАТО.

 


АЛЕКСАНДР СМОЛЬЯКОВ

кандидат искусствоведен