Галантный век. Живопись Виталия Ермолаева в сказках Людмилы Маркиной

В Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском для посетителей открыта выставка “Галантный век. Живопись Виталия Ермолаева в сказках Людмилы Маркиной”. Арт-проект не совсем обычен. Он состоит из двух стилистических линий: литературных произведений и живописных полотен. В основу произведений Виталия Ермолаева легла сказочная трилогия для детей и взрослых, посвященная Петру I, царицам – Екатерине II и Елизавете Петровне. Автор современных художественных сказок о галантном XVIII веке – Людмила Маркина,  признанный специалист по русской живописи этой эпохи, доктор искусствоведения, заведующая отделом Государственной Третьяковской галереи. Картины художника Виталия Ермолаева, доцента ВГИКа, стали своеобразными иллюстрациями книг Людмилы Маркиной о детстве и юности трех ярчайших личностей династии Романовых.

MOS_5897 MOS_5861 MOS_5836 MOS_5831
MOS_5829 MOS_5804 MOS_5768 MOS_5748
Обращение к истории через живописную театральность способствовало  появлению творческого тандема художника и сочинителя. Изумляет самобытный юмор авторов, сплетающий воедино цитату и импровизацию, когда легенда соединяется с исторической достоверностью. Факты, представленные в сказочных сюжетах: «Сказка о русской императрице Елизавете Петровне и граде Москве» (2010), «Сказка о том, как немецкая принцесса Фике стала русской императрицей Екатериной Великой» (2012), «Сказка о царе Петре I и столице Санкт-Петербурге» (2013), – описаны ярко, с юмором, легко и доходчиво.

5 6 7 8
Людмила Маркина преследовала в своих сказках главную цель – зародить интерес читателей разных возрастов к русской истории. Сказки открывают нам времена Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Фигуры исторических персонажей прорисованы образно, подробно описано их детство, семья, рассказано об исторических свершениях в России. Из книги о Петре читатели узнают, о том, как строился Петербург, как царь реформатор  мечтал сделать из него вторую Венецию, как строилось Адмиралтейство, как появилась Кунсткамера. Многие биографические факты, упоминаемые в письмах и мемуарах императрицы Екатерины II, поданы в виде таинственных историй и притч. В связи с вышесказанным становится понятным мини – театральное действо, всякий раз сопровождающее работу выставки Виталия Ермолаева. Живопись и слово дополняют друг друга.

9 10 11 12

Виталий Ермолаев родился в 1962 году в Москве. Имея профессиональное художественное образование, он закончил художественный факультет ВГИКа. Активная творческая деятельность художника началась с 1988 года. Виталий Ермолаев – участник многочисленных выставок в России и за рубежом. В их числе – двадцать одна персональная выставка. Художник является одним из ярчайших представителей галантного направления в живописи конца ХX – начала ХХI века. Работы В.Ермолаева находятся в различных государственных и частных коллекциях: США, Канады, Германии, Франции, Австрии, Чехии, Швейцарии, Норвегии, Испании, Латвии, Польши, Литвы, России и Украины.

1 2 3 4

Подобные представленному, художественные проекты состоялись: в Государственной Третьяковской галерее – “Сказка о принцессе Фике”; в Музее семьи Бенуа в Петергофе – “Исторические сказки”, «Куртуазный маньеризм» в Гостином дворе и в музее Кусково («Куртуазные забавы»).

C успехом прошли выставки “Царский променад” в Ханты-Мансийске, Москве, Риме, Австрии, Тунисе.

В сюжетных линиях представленной в экспозиции живописи значительную роль играет стилистический синтез эпох. Виталий Ермолаев поражает неожиданными художественными находками, подвластными лишь его собственному восприятию.

Работы В.Ермолаева, выполненные в духе рококо, посвящены тем же великим представителям российского престола. Полотна нельзя воспринимать в качестве обычных книжных иллюстраций. Объединенные общей сюжетной линией, культурологической стилистикой Галантного века, произведения являют собой лучшие качества станковой живописи. С одной стороны, они по-детски просты, с другой – несут явный отпечаток портретов, натюрмортов и гравюр эпохи рококо. На каждой такой картине можно найти дух времени и не только рассказать, но и показать, как выглядел роскошный XVIII век. Сочетание примитивизма с детальной проработкой композиций, изысканности живописных приемов с ироничностью сюжетов позволяют  зрителю прочувствовать красоту и нарядность «Золотого века». Русская культура эпохи великих преобразований, церемониал, основанный на сочетании барокко и рококо, подчеркивавший культ женской красоты, отличались парадностью и чопорностью одновременно. Галантные сценки, маскарады, многочисленные карнавалы, шествия и прогулки, изображенные Ермолаевым, поражают необычайной музыкальностью и театральностью. Традиции русских художников-мирискусников причудливо переплетаются с творческим наследием живописцев XVIII века. Далекие от сегодняшней повседневности и текущей реальности, изысканные полотна художника  влекут воображение зрителя в далекий, великолепный и сказочный мир.