Выставочные проекты в Национальной художественной галерее республики Марий Эл. Йошкар-Ола


Страсти по Петру

Выставочный проект «Страсти по Петру» тематически связан с русским восемнадцатым столетием, с эпохой царя–реформатора Петра Великого.  Он включает в себя циклы тематических работ  известных московских художников: Валерия Архипова и Виталия Ермолаева. С одной стороны, это  графическая серия, эскизы костюмов к кинофильму «Арап Петра Великого» по роману А.С. Пушкина, с другой, живописная серия работ, иллюстрирующая «Сказку о Царе Петре Первом и столице Санкт– Петербурге», написанную Людмилой Маркиной, заведующей отделом живописи 18 века Государственной Третьяковской Галереи.

Валерий Архипов и Виталий Ермолаев являются по образованию художниками  кино, оба закончили Художественный факультет ВГИКа, оба работали в кино на различных картинах, сейчас преподают во ВГИКе. Валерий Архипов - декан Художественного факультета, профессор, заслуженный художник России. Виталий Ермолаев - доцент кафедры рисунка и живописи. Художники много и активно выставляются. Их персональные выставки с успехом проходили в различных музеях, в том числе: Государственном музее–заповеднике «Петергоф», Государственной Третьяковской галерее, Театральном музее им. Бахрушина, Серпуховском художественном музее,  Ханты–Мансийском художественном музее,  Государственном музее-заповеднике «Коломенское» и др.

Проект «Страсти по Петру» приближает зрителя к той великой эпохе, когда Россия, прорубив «окно в Европу», прочно отвоевывала себе право называться Великой державой. Но это время, время барокко, пропущено художниками сквозь призму собственного восприятия современного человека.

 Стилистически акварельные работы Валерия Архипова, несомненно, имеют влияние, как лубка петровского времени, так и графики 18 столетия и ретроспекций Серебряного века. Его манера, насыщенная добрым юмором, очень органично передает гениальную прозу Пушкина, и совершенно убедительна в качестве визуализации времени великих перемен, дворцовых ассамблей, придворных интриг.

Виталий Ермолаев уже на протяжении двадцати лет обращается к эпохе Петра и Павла, Елизаветы и Екатерины. Его стилистика хорошо узнаваема любителями искусства. Масляная живопись  для книги «Сказка о Царе Петре и столице Санкт–Петербурге»  удивительно точно передает атмосферу первых лет строительства нового европейского города. Это и серебристо-жемчужный, достаточно монохромный колорит и реконструкция уже несуществующих  первых построек: Старого Зимнего дворца Петра, Адмиралтейства, Верфи, Кунсткамеры, а также жанровые сцены, наполненные легкой иронией и юмором, и серия портретов царя-реформатора.

 

 

 



Караван-Сарай. Русский ориентализм

 

с 8 сентября 2015 по 11 октября 2015

Проект «Караван-сарай. Русский ориентализм» посвящен 5-летию Лиги художников «Снежный арьергард». Участники: А. Акилов, В. Алексеев, В. Архипов, С. Гавриляченко, А. Дудин, В. Ермолаев, О. Иващенко, Е. Корнилова, В. Коцарева, И. Лотиев, В. Монетов, Н. Пархоменко, Ю. Попова, В. Симонов, С. Соколов, Д. Тугаринов, А. Чаругин, И. Шанаев (живопись, графика, скульптура).

Кого из художников не интересовал «… мрачный Восток, незыблемый, сладострастный и утонченный в своей жестокости», - как писал один французский критик 19 века. Идея выставки зародилась после пленэра художников Лиги «Снежный арьергард» в Тунисе. Попав в Африку впервые, мы были поражены величием Карфагена и Колизея в Эль Джеме, роскошью мозаик в музее Бардо, единством бело-голубых сочетаний сказочного городка Сиди Бу Саида. Московскими художниками в Бизерте было создано порядка сотни живописных произведений, часть из которых представлена на выставке. Многие наши мастера побывали в Турции в Стамбуле, поражающем величием, красотой и самобытностью древней культуры.

Проект продолжает ориентальную тенденцию российского искусства 19 - нач. 20 вв. (В.В. Верещагин, Л. Н. Бакст, Н.К. Рерих, З.Е. Серебрякова). История России «переполнена» Востоком.

Как сказка «Тысяча и одна ночь», Восток притягивает и завораживает своей затейливой орнаментикой. Тема арабских дверей – самодостаточных произведений искусства - звучит отдельным аккордом в живописи Виктора Монетова и Виталия Ермолаева. Абстрактный орнаментализм свойственен творчеству Ибрагима Шанаева. Все произведения Игоря Лотиева пронизаны Востоком, который он знает изнутри. Его полифонические композиции-метафоры неизменно включают в себя горные пейзажи. Знаменитый скульптор Дмитрий Тугаринов представляет свои вариации кавказской темы.

Виталий Ермолаев погружает зрителя в полуденный североафриканский зной, неизбежный и томительный как сегодня, так и во времена арабского халифата и французского патроната. Народный художник РФ Сергей Гавриляченко экспонирует картины-портреты современных деятельниц искусства в цикле «1000 и одна ночь всеобщей истории искусств». Фризовость примитивистских композиций характерна для творчества Алексея Чаругина, преподавателя Суриковского института. Наталия Пархоменко демонстрирует серию монохромный картин по стамбульским впечатлениям, каждая из которых несет определенную цветовую ассоциацию с отдельным восточным фруктом. Декоративизм и предельная локализация цвета присущи полным неги и эротизма, тяготеющим к эстетике модерна, полотнам Валерии Коцаревой.

Живописный диптих известного художника мультипликации Станислава Соколова «Шма Исраэль! Иудейская молитва» и «Аль-Фатиха. Мусульманская молитва» создан к двум его одноименным  фильмам. Изображение этих символических эпизодов по фактуре напоминает струящийся песок.

Декан художественного факультета ВГИКа Валерий Архипов экспонирует характерные для своего творчества жанровые сценки – бытовые зарисовки азиатской жизни, вводя, порой, в изображение легкие нотки свойственного лишь ему юмора. Его коллега - профессор Александр Дудин представляет индийский цикл с натюрмортом-обманкой из индийских сувениров, с пейзажами зеленых вод Ганги и величественной архитектуры.

На выставке в галерее представлено более пятидесяти работ, которые йошкаролинцы и гости города смогут оценить до 10 октября.

На открытие выставочного проекта будут присутствовать художники Валерий Архипов и Виталий Ермолаев.